Кладка топливника,сводов и арок Коршевер Н.
Кладка топливника ведется согласно чертежу. Футеровка его выполняется огнеупорным
кирпичом без перевязки с обычным кирпичом, из которого выкладываются наружные
стены, так как из;за разного температурного
расширения может нарушиться кладка. Чтобы облегчить себе задачу, можно сложить топливник целиком из огнеупорного кирпича.
В процессе кладки устанавливаются печные приборы: дверки, колосниковые решетки и т. д. Их устанавливают точно по чертежу, прежде чем начать кладку ряда, на котором
они стоят. Рамку топочной дверки обматывают асбестовым шнуром толщиной 5 мм, для
того чтобы при температурном расширении
не нарушить кладку. Дверки в кладке крепятся при помощи кляммеров — полосок стали
толщиной 3 мм, длиной 3 см, приклепанных
к углам рамок. Кляммеры замуровываются в
швы кладки.
Вместо кляммеров можно использовать
отожженную стальную проволоку в виде жгута. Вертикальность дверки проверяется с помощью отвеса.
Перекрывать топочную дверку можно
несколькими способами: можно положить
чугунную полоску, но лучше сделать перемычку из кирпича. Перемычки бывают «в
замок», напуском либо в виде клинчатого
перекрытия.
Кладка сводов и арок
После того как вы закончили выкладывание стенок топливника, возникает проблема
его перекрытия.
В печах нельзя делать металлические перекрытия из-за разного коэффициента теплового расширения металла и кирпича. Перекрытия выкладывают из кирпича. Их делают
толщиной не менее 14 см (два ряда кирпича,
уложенных плашмя). Небольшие проемы, не
превышающие длину кирпича, перекрывают
постепенным напуском кирпича поверх каждого из последующих рядов (иногда такое
перекрытие называют «на выпусках»).
Топливники перекрывают сводами и арками. Своды опираются на стенки топливника или на пяты — стесанные под определенным углом кирпичи. Существуют круглые, пологие и плоские своды.
Высота подъема свода называется стрелой
подъема. Чем выше стрела подъема, тем большую нагрузку может выдержать свод. В кладке сводов и арок должно быть нечетное количество кирпичей, средний кирпич в
верхнем ряду называется замком. Расстояние
между перекрываемыми опорами называется пролетом.
Своды и арки выкладывают по разъемной опалубке. Опалубка опирается на кружала — специально вырезанные доски длиной в пролет. Снизу кружала закрепляются
подкружальными досками и устанавливаются на опорных стойках в топливной камере
Свод выкладывают, начиная с одной из
сторон от пят к центру. Закончив одну сторону, выкладывают вторую. Затем выкладывают замок. Кладку делают с обязательной
перевязкой швов. Чтобы свод не раздвинул
кладку под воздействием высоких температур и верхнего давления, в рядах, где устраивают пяту, кладку закрепляют стяжками из
проволоки диаметром 5 мм.
Погоны